Угрожают коллекторы! Что делать?

Звонят коллекторы

Если коллекторы звонят по долгу, который Вы или Ваш родственник когда-либо брали в банке или МФО, не лишним будет ознакомиться с ФЗ № 230 от 03.07.2016 года, который во многом ограничил их действия.

Начиная с 1 января 2017 года коллекторам очень много чего «нельзя», в отличие от того времени, когда их деятельность никак не регулировалась на уровне закона. Теперь такой закон есть, и должникам будет проще защитить свои права, в случае если коллекторы будут их нарушать. Ниже мы попробуем вкратце изложить его положения, чтобы при очередном звонке Вы чувствовали себя уверенно, не боялись и знали, что и как говорить.

Коллекторы звонят по долгу: это законно?

Да, п.1. ч.1 ст.4 Закона предусмотрено, что коллекторы могут лично встречаться или звонить по телефону должникам. То есть законом звонки разрешены, однако установлен при этом целый ряд ограничений:

  • Запрет на звонки с 22.00 до 08.00 в рабочие дни и с 20.00 до 09.00 – в выходные и праздничные;
  • Запрет на звонки чаще, чем 1 раз в сутки, 2 раза в неделю, 8 раз в месяц;
  • Запрет на «скрытые» номера – звонок должен осуществляться только с абонентского номера;
  • Разговор должен вестись только на русском языке или на том, на которым был заключен договор.

Обратите внимание, что количественные ограничения на звонки действуют только в отношении одного самостоятельного обязательства. То есть если у одного должника два и более долга по отдельным (а не по одному) договорам, значит, ему могут звонить указанное количество раз по каждому долгу.

Тот, кто извещает Вас о необходимости погашения задолженности, должен в начале представиться, сообщить, на каком основании право на взыскание долга перешло к нему, указать реквизиты договора.

При этом в ходе беседы с должником коллекторам запрещается:

  • Угрожать;
  • Оказывать психологическое давление;
  • Вводить в заблуждение относительно размеров и сроков погашения долга, последствий невыполнения требований, принадлежности тех, кто получил право на взыскание долга, к госорганам и пр.

Что делать?

Начните свой разговор с предупреждения о том, что разговор будет записан на диктофон. Это должно несколько урезонить собеседника, если он собирался общаться, выходя за рамки дозволенного в правовом поле.

Затем определитесь – согласны ли Вы погашать долг на тех требованиях, которые Вам предлагают. Не торопитесь. Попросите несколько дней на размышления.

Если согласны – проблем с коллекторами, скорее всего, не будет. Если же нет – сообщите, что будете решать вопрос в судебном порядке. Коллекторам обычно это не выгодно, они могут попробовать Вас запугать, но данные действия – ничто иное, как проверка Вашего знания законов. Они прекрасно понимают, что действуют незаконно, но им важно выяснить – понимаете ли это Вы.

Ваша главная задача при разговоре с коллекторами – держаться уверенно и продемонстрировать знание своих прав. Если же столкнетесь с откровенным хамством и угрозами – сообщите, что пожалуетесь в компетентные органы. Это должно подействовать.

Если желания общаться и вовсе нет, выбрасывать карточку и отключать телефон – не рекомендуем. Долг есть, а значит его нужно погасить. Урегулировать конфликт можно даже не контактируя с коллекторами. Для этого Закон предоставил должнику возможность обратиться к услугам посредника (адвоката), который будет вести переговоры с коллекторами и совершать другие действия от имени должника.

Для этого необходимо через нотариуса или по почте заказным письмом направить коллекторской компании заявление, в котором будут указаны персональные и контактные данные адвоката. Впоследствии все переговоры должны вестись с ним, а не с Вами. Если процедура будет нарушена – Вы можете пожаловаться на нарушителей.

Если звонят по чужому кредиту: как себя вести?

  1. Если Вы прописаны в договоре как поручитель – коллекторы имеют полное право Вам звонить. Более того, Вам придется погашать долг за должника, а уже потом – требовать от него возмещения понесенных Вами затрат. Тут ничего не поделаешь – придется взаимодействовать с коллекторами, но следите, чтобы те не выходили за рамки своих полномочий. Или как вариант – можете не взаимодействовать, а направить их в суд. Таким образом больше гарантий, что по крайней мере, Вы не заплатите больше, чем положено.
  2. Если звонят по поводу кредита члена Вашей семьи, то знайте, что правомерными такие действия считаются только в том случае, если должник выразил свое согласие и лично Вы не выразили не согласие (то есть молчание расценивается также как согласие). Все, что могут себе позволить коллекторы в данном случае, это просить передать что-либо должнику, уточнить его местоположение и задавать вопросы, касающиеся непосредственно должника, но не Вас. Требовать с Вас долг они не имеют права. И еще: если должник не давал согласия на то, чтобы Вас беспокоили или же вы открыто выразили свое несогласие, можно подать в суд на коллекторов за несанкционированный сбор персональных данных и вымогательство.
  3. Если Вы были указаны в кредитном договоре просто как контактное лицо (не поручитель), то не обязаны контактировать с коллекторами. Тем более они не могут требовать с Вас долг, поскольку Вы не несете по нему никаких обязательств.
  4. Если Вы и вовсе никак не связаны с долгом – уточните, откуда у коллекторов Ваши данные. Объясните, что не имеете никакого отношения к долгу. Для пущей убедительности можете даже пойти в указанный банк и взять справку, что не заключали никакого кредитного договора, и затем при встрече лично продемонстрировать коллектору. Но в принципе, Вы не обязаны так делать – просто это поможет быстрее прояснить недоразумение. Если же Ваши убеждения никак не повлияют – сообщите, что будете жаловаться в прокуратуру и полицию.

Куда жаловаться на коллекторов?

Пожаловаться на незаконные действия коллекторов можно в несколько инстанций:

  • Правоохранительные;
  • Финансовые контролирующие;
  • Защищающие права потребителя;
  • Судебные.

Ниже рассмотрим подробнее, куда и в каких случаях обращаться.

Куда жаловаться на звонки?

  1. Росопотребнадзор. Это инстанция №1, куда следует обращаться в первую очередь. Если Вас донимают звонками, звонят ночью и т.д., или же звонят по чужому долгу – обращайтесь с жалобой в Роспотребнадзор. Они имеют право наложить административное взыскание на коллекторов – начиная от штрафа и вплоть до лишения лицензии. Но если Вы хотите добиться не только наказания коллекторов, но еще и возмещения ущерба для себя, после обращения в Роспотребнадзор придется обращаться еще и в суд.
  2. Роскомнадзор. Сюда следует жаловаться в случае, если Вам не просто звонят, а если эти звонки являются способом разглашения Ваших персональных данных. К примеру, Вам звонят на работу и разговаривают не с Вами, а с начальником или коллегами, рассказывая им о Ваших долгах. Или же звонят Вашим знакомым, распространяя о Вас нелицеприятные сведения. Обратиться с жалобой можно онлайн прямо на сайте Роскомандзора.
  3. Центробанк. Сюда можно обращаться тогда, когда коллекторы названивают, не предоставляя никаких документальных доказательств о том, что они выкупили у банка долг. Или еще тогда, когда банк не имел права продавать этот долг без согласия должника. Опять же, можно воспользоваться специальной формой подачи жалобы, размещенной на сайте Центробанка.
  4. НАПКА. Ассоциация профессиональных коллекторских агентств может исключить Ваш номер телефона из баз дозвона, если в отношении Вас применялись неправомерные действия. Для этих целей можно обратиться с жалобой прямо на сайте.

Куда жаловаться на угрозы?

Если Вам угрожают применением физической силы в отношении Вас, родных и близких, или грозятся повредить имущество – обращайтесь в полицию. Если с Вас вымогают чужой долг – пишите заявление о вымогательстве также в полицию.

В прокуратуру можете жаловаться на те органы, куда уже направляли жалобы на коллекторов, и которые никак не отреагировали. Хотя можно попробовать обратиться и по поводу угроз, однако Вас могут «отослать» в другие инстанции. В первую очередь, в полицию.

Если хотите, чтобы Ваше заявление приняли в правоохранительных органах, необходимо доказать факт угроз, а не быть голословным. Это можно сделать, предоставив свидетелей или запись разговора.

В суд на коллекторов обращаются с целью возмещения морального вреда. Чтобы достаточно подкрепить свои исковые требования, рекомендуем сначала обратиться в Роспотребнадзор и полицию. Все документы, которые были Вам направлены в ходе взаимодействия с этими органами, необходимо сохранить и приложить к иску.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*